А при чем здесь ?
Представим себе рынок мороженого, на котором присутствуют несколько разных компаний, которые производят пломбир. В один прекрасный момент одна из компаний (назовём её А) изобретает фруктовый наполнитель и патентует его. В результате этого технологического прорыва на рынке образуется определённый дисбаланс: покупатели, у которых обычный пломбир уже сидит в печёнках, с интересом пробуют новинку. Продажи компании А растут, несмотря даже на то, что её фруктовый пломбир стоит существенно дороже, чем обычный пломбир конкурентов.
Пока другие производители мороженого чешут репу и думают, как им жить дальше, вдруг откуда ни возьмись на рынке появляется компания Б, которая изобрела карамельный наполнитель и запатентовала его. Но вместо того, чтобы производить карамельное мороженое самостоятельно, компания Б предлагает всем желающим лицензии. В результате рыночная картина изменяется ещё раз: теперь на рынке присутствует компания А, которая производит фруктовое мороженое, и компании В, Г, Д и Е, которые производят мороженое карамельное.
Использование карамельного наполнителя позволяет компаниям В, Г, Д и Е оторваться от конкурентов, производящих только обычный пломбир. Однако тут выясняется интересный момент: оказывается, производители карамельного мороженого конкурируют не столько с компанией А, сколько между собой! С точки зрения потребителя мороженое компаний В, Г, Д и Е незначительно отличается между собой консистенцией, вафельным стаканчиком и упаковкой, но при этом имеет одинаковый вкус — наполнитель-то один и тот же.
Дальше между производителями карамельного мороженого начинается война. Поскольку на вкус мороженое всё одинаковое, остаётся соревноваться только размерами упаковки и ценой: очевидно, что больше всего продаж получит тот, кто предложит покупателям самую большую порцию мороженого за меньшую цену. В результате длительных ценовых баталий компании В, Г, Д и Е сначала доводят собственную норму прибыли почти до нуля, потом начинают класть в мороженое пальмовое масло вместо сливок, а вафельные стаканчики делать по «упрощённому рецепту» из муки и воды без дополнительных ингредиентов. Всё это время менеджмент компании А с любопытством наблюдает за происходящим и злорадно хихикает: фруктовому мороженому обеспечены стабильные продажи без ценовых войн просто потому, что на свете существует немало людей, которые любят фрукты больше, чем карамель.