Носимая электроника: как всё начиналось
Первый шлем дополненной реальности весил на 300 килограммов больше Google Glass и был похож на фен из советской парикмахерской. О том, какие технологии должны были появиться, чтобы тяжелый шлем превратился в легкие очки, а компьютер размером с комнату оказался на запястье, рассказывает и местами показывает ваша дорогая редакция.
В этом году общественность сполна ощутила на себе всю мощь обрушившихся отовсюду всевозможных носимых гаджетов. Таких, которые посчитают шаги и калории, задорно и с удовольствием повибрируют если что, и даже помогут почувствовать себя Терминатором, показывая информацию прямо перед глазами. Ну и выложат все это в Сеть, конечно.
Причиной этой лавины изначально (пару лет назад) стали слухи о том, что Apple готовит к выпуску умные часы. В правдивость этой информации поверили не только потребители, но и конкуренты компании из Купертино. И хотя многие охотно пожинают плоды трудов Samsung, Pebble и иже с ними, большая часть потенциальных покупателей таких гаджетов по-прежнему ждет чуда от Apple — вида неясного, с рабочим названием iWatch. В надежде, что Тим Кук сотоварищи долго запрягают, но уже скоро поедут и тогда полностью изменят подход к созданию подобных устройств. Как всегда.
Понятно, что пока интерес к подобной категории товаров, по большей части, подогоревается самими производителями — маркетологи едят свои маффины не зря. Сейчас рынок формируется на основании предложенных потребителю вещей. В Сети достаточно предположений и мнений, что существующий сегодня сегмент персональных электронных устройств — настоящий феномен, как и сам факт стихийного возникновения такой категории товаров. Что-то разумное и рациональное в таком мнении есть — действительно, три-четыре года назад встретить настоящего живого человека в очках дополненной реальности в метро или в «Старбакс» было чем-то из разряда научной фантастики. Сейчас же каждый считает своим долгом иметь фотографию с Google Glass в профиле Facebook или Google Plus. Более того, устройство относительно доступно и, при желании, его вполне можно купить. Интересно, как мы дошли до жизни такой? Поехали дальше!
Сейчас никто точно не сможет сказать, с чего же все началось. Есть какие-то вехи, значимые события, их стоит отметить как наиболее показательные в отслеживаемой здесь теме возникновения персональной электроники. По всей видимости, особым явлением, может, даже импульсом к возникновению мысли о возможности создания таких вещей, стал факт популяризации мобильных телефонов в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов прошлого века. В те времена еще никто толком не знал, во что выльется стремление к миниатюризации привычных приборов: плееров, часов, компьютеров, мобильных телефонов. Мания уменьшать проявлялась даже в кино — комедия «Дорогая, я уменьшил детей» сняла всю кассу в восемьдесят девятом! А уж про объединение нескольких устройств в одном мечтал тогда каждый подросток. Конечно, помимо обычных миниатюрных электронных вещиц для обычных людей, были и другие.Что-то, что разрабатывалось для нужд военных (щедрое финансирование здесь — основной фактор, способствующий развитию технологий), а еще можно вспомнить и о приборах для производственных целей.
Говоря о гаджетах и их развитии во времени, необходимо разобраться в условной классификации, так будет проще:
«умные» часы,
«умные» очки, или устройства дополненной реальности,
фитнес-помощники, или спортивные трекеры (чаще оформлены в виде браслета или датчика с креплением на одежду),
одежда и обувь со встроенными датчиками, предоставляющими информацию о физиологических показателях владельца, кардиометры.
Каждая из этих категорий развивалась отдельно, но в итоге все сводилось к увеличению количества функций и уменьшению размеров. Однако желание упиралось в возможности технологий тех лет. Например, первая известная система виртуальной реальности Sensorama, или «Театр погружения» (а это 1962 год, чтобы вы понимали), изобретение кинематографиста Мортона Хейлига. Кабинка симулировала ощущения от поездки на мотоцикле: картинку воспроизводил стереопроектор, сервомоторы обеспечивали тактильные ощущения: «наклоны» и «кочки», вентиляторы создавали «встречный ветер», более того, даже имитировались запахи улицы для полноты впечатлений. Само собой, никакого коммерческого применения, сумасшедших продаж и прочего.
Чуть позже, в 1968-м, профессор Гарварда Айвен Сазерленд построил со своим аспирантом Бобом Спроулом первый прозрачный компьютерный дисплей дополненной реальности под названием «Дамоклов меч», подопытный мог носить его на голове. Ну как носить... Конструкция весила немало, и поэтому крепилась к потолку лаборатории. Отсюда и название. Естественно, по нынешним меркам, и исходя из уровня развития технологий в тот момент, дисплей получился достаточно примитивным. Но все же это изобретение можно считать удачным и несомненно важным. Хотя бы для появления идей о разработке систем дополненной реальности.
Спустя двадцать лет технологии шагнули вперед, а ЭВМ перестали занимать два этажа. Появились предпосылки и возможности для того, чтобы перевести идеи в практическую плоскость. Если собрать более-менее важные события и выделить наиболее значимые, то получится вот что.
1980–е
Собственно, тут все и началось. В 1981 году Стив Манн, а именно он, без преувеличения, «дедушка» всех носимых устройств дополненной реальности, додумался положить компьютер в рюкзак, подключив к нему некое устройство в виде шлема с фотокамерой. Да так в нем и остался. На полном серьезе: профессор не выходит без очков на улицу, преподает в них, даже фото на паспорт было сделано с одним из его устройств. На протяжении последних 35 лет Стив совершенствует конструкцию, между делом выдумывает алгоритм наложения фотоснимков с разницей в экспозиции. Сейчас этот алгоритм получил имя HDR-фото (High Dynamic Range, расширенный динамический диапазон). То, что Манн носит перед глазами в последнее время, называется EyeTap и выглядит как вполне обычные очки. Есть мнение, что при создании Google Glass инженеры вдохновлялись именно работами Манна. Вообще, определенное сходство есть, не находите?
1990–е
Не уходя далеко от темы: скорее всего, многим из нас эти времена запомнились по часам, совмещенным с калькулятором. Тогда иметь такие часы было невероятно круто и престижно, наверняка кто-то брал такиe у папы — «поносить»! Вот эти устройства можно смело считать прообразом современных «умных» гаджетов, надеваемых на запястье. По крайней мере, здесь уже были совмещены в одном корпусе калькулятор и сами часы.
Считается, что появление термина «дополненная реальность» датируется как раз 1990 годом. Именно тогда сотрудники компании Boeing Том Коделл и Дэвид Майзелл, трудившиеся над оптимизацией рабочего процесса сборки авиалайнеров, предложили оснастить инженеров-сборщиков специальными шлемами с реализованной в них функцией, названной ими самими «дополненной реальностью». Шлем должен был показывать на встроенном экране вспомогательную информацию, электромонтажные схемы и прочее, поиск чего мог отнимать время. К сожалению, технологии тогда не смогли обеспечить должного качества изображения на дисплее устройства, глаза работников быстро уставали, а сама конструкция получалась довольно тяжелой, и шлем не пошел в серийное производство.
2000–е
После череды неудачных попыток ученых реализовать нечто, похожее на очки с встроенным телевизором, за дело взялись военные. К примеру, нашлемная система индикации у военных летчиков основана на принципах «дополненной реальности». Основная задача — не отвлекать пилота от окружающей обстановки и предоставлять ему основную и наиболее важную информацию прямо перед глазами, не требуя переводить взгляд на панель приборов. Система наведения на цель работает похожим образом.
Про «умные» часы и похожие на них устройства тоже не забыли. К примеру, компания Samsung, оказывается, уже довольно долго шла к выпуску Galaxy Gear. Еще в 1999 году в продажу поступили часы-телефон SPH-WP10. Логичным продолжением для компании было бы наращивать функции, удовлетворяя потребности и соответствуя требованиям рынка. Чем в Samsung и занимались.
К чему это привело, мы прекрасно знаем, но пока не будем забегать вперед.
В качестве промежуточного итога. К концу 2000-х выпускать персональные носимые электронные устройства стало если не выгодно, то, по крайней мере, экономически обосновано. Компьютерные технологии совершили невероятный скачок вперед, производственные процессы тоже не отставали. Все это дало возможность уменьшать размеры, объединять несколько устройств в одном небольшом и удобном, оснащать их мощнейшими процессорами с низким энергопотреблением, и называть то, что получилось, модным словом «гаджеты». Как бы то ни было, люди все же немного ленивы по своей сути, а еще любят удобства и готовы за них платить. Но об этом читайте во второй части материала на следующей неделе.