Рынок смартфонов идет по следам рынка ПК
Маржа прибыли, получаемой производителями от продаж смартфонов, может снизиться в краткосрочной перспективе в условиях обострившейся рыночной конкуренции и массового распространения устройств. Об этом говорится в аналитической заметке рейтингового агентства Fitch Ratings.
По словам экспертов, темпы развития новых аппаратных технологий существенно замедлились, а производители постепенно достигают предельного уровня качества сборки и функциональности продуктов. В силу этого вендоры, выпускающие дешевые трубки, сильно осложнят лидерам их бизнес и будут снижать общую прибыльность в отрасли.
Рынок смартфонов рискует повторить судьбу компьютерной индустрии, где производители растеряли выручку на фоне конкурентной борьбы, а операционные системы и приложения стали более важными, чем аппаратные компоненты, для потребителей, отдающих предпочтение тому или иному бренду. Этой тенденции способствовало доминирование Windows на рынке компьютерных платформ. На телефонном рынке аналогичными катализаторами могут стать Android и открытая среда для разработчиков сторонних приложений.
По мнению аналитиков, в долгосрочной перспективе рынок смартфонов ждет консолидация, поскольку аппаратная составляющая гаджетов перестала быть отличительной особенностью. В свое время ПК-отрасль, созрев до высокого уровня, пережила значительную консолидацию, и сейчас там присутствует лишь несколько крупных игроков.
Согласно прогнозу исследователей International Data Corporation (IDC), в период с 2013 по 2018 год поставки смартфонов в развивающихся странах будут увеличиваться в среднем на 16% ежегодно, тогда как аналогичный показатель по развитым регионам оценивается аналитиками в 3,6%.
В Fitch считают, что повсеместное распространение смартфонов и превращение их в массовый продукт может привести к тому, что производители будут воспринимать аппаратный бизнес лишь как среду для функционирования мобильной коммерции и дистрибуции программного обеспечения. Тому подтверждением являются некоторые действия вендоров.
Так, Apple собирается расширить охват своей платежной системы Pay, компания Amazon открыто позиционирует смартфон Fire Phone в качестве инструмента продаж на рынке электронной коммерции, а Xiaomi, которая стала третьим по величине производителем "умных" телефонов, делает упор на интернет и социальные сети. Именно там китайская компания распространяет свою продукцию и проводит рекламные кампании.